Как снимался фильм «Страсти Христовы» (видео)


Фильм очень тронул меня. Думаю, когда Бог хочет снять какой-то фильм, Он ни у кого не спрашивает разрешения. Он берет человека, который мягко сказать не совсем близок к Богу и использует его. Ооо как это бьет по религиозному мышлению. Ни кто сейчас не может сказать: это же Голивуд или это же наша церковь проплатила. Господа, согласитесь - это просто Бог захотел и сделал...



Официальный пресс-релиз

СИНОПСИС

«Страсти Христовы» - это фильм о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором.

Иисуса приводят к прокуратору Иудеи Пилату, который выслушивает обвинения, выдвинутые фарисеями. Поняв, что речь идет о политическом конфликте, Пилат передает дело царю Ироду. Ирод отсылает Иисуса обратно к Пилату, и тот предлагает толпе сделать выбор между Иисусом и разбойником Варравой. Толпа выбирает: свободу Варраве и смерть Иисусу.

Иисуса передают римским солдатам и подвергают бичеванию. Обезображенного до неузнаваемости его снова приводят к Пилату, который показывает его толпе, словно говоря: «Разве этого недостаточно?» Толпе недостаточно. Пилат умывает руки и приказывает сделать так, как желает толпа.

Иисусу дают крест и приказывают пронести его по улицам Иерусалима до самой Голгофы. На Голгофе Иисуса распинают, и он проходит через последнее искушение: страх, что его Отец покинул его. Он преодолевает этот страх, смотрит на свою мать Марию и произносит слова, которые может понять до конца только она: «Свершилось».

НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ:

Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

ЯЗЫКИ:

Все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне – на «вульгарной латыни».

СЪЕМОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ:

«Страсти Христовы» были целиком сняты в Италии на двух площадках:

МАТЕРА

Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году «Евангелие от Матфея».

СТУДИЯ «ЧИНЕЧИТТА»

Огромная декорация Иерусалима была построена на знаменитой киностудии «Чинечитта» на окраине Рима знаменитым художником-постановщиком Франческо Фриджери и художником по декорациям Карло Джервази.

Этот огромный комплекс включил в себя Храм, где происходил религиозный суд над Христом, двор перед дворцом Пилата и место, где Христос был подвергнут бичеванию.

ПРОКАТ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В США

Фильм вышел в США 25 февраля 2004 года на 4643 экранах (3006 кинотеатров), что для фильма, создатели которого не ставят коммерческий успех во главу угла, – очень много.

РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ МЕЛА ГИБСОНА

Мел Гибсон – католик-традиционалист. Он не согласен с Ватиканом по вопросу языка, на котором должны проводиться богослужения. Гибсон считает, что только на латыни.

Единственная дочь Мела Гибсона в 2002 году заявила, что желает стать монахиней.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ

Гибсон попросил оператора Калеба Дешанела стилизовать фильм под картины итальянского живописца Караваджо, чьи картины построены на резком контрасте света и тени.

«По-моему, его творения прекрасны, - говорит Гибсон. – Они жестоки, мрачны, духовны, в них есть нечто прихотливо-странное».

Сорок процентов фильма было снято на натуре ночью или в помещении с использованием специальных фильтров, чтобы добиться эффекта света, силой прокладывающего себе путь из темноты.

Исторически точные костюмы были изготовлены вручную по эскизам художника Маурицио Милленотти («Гамлет», «Как важно быть серьезным», «Малена») в караваджиевских тонах: коричневом, черном и бежевом.

Хотя съемочная группа по большей части состояла из итальянцев, и актеров в основном подбирали в Италии и Восточной Европе, из Голливуда была приглашена команда гримеров и парикмахеров во главе с Китом ВандерЛааном и Грегом Кэнномом. Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов фильма Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов.

ЗАМЫСЕЛ ФИЛЬМА

История жизни Иисуса Христа, изложенная в четырех Евангелиях, на протяжении двух тысячелетий волновала воображение художников. Она оказала сильное влияние на западноевропейскую живопись и породила многочисленные кинофильмы в ХХ веке.

К истории распятия Христа с самого зарождения кинематографа обращались самые амбициозные и именитые режиссеры. В 1927 году Сесил Б. ДеМилль поставил первый немой исторический фильм о жизни и смерти Христа под названием «Царь царей».

В 1953 году компания «ХХ Century Fox» для презентации технологии широкоформатного кино «Cinemascope» выбрала фильм «Плащаница» - историю о римском трибуне, участвовавшем в распятии Христа. Его преследуют кошмары и он отправляется в Палестину, чтобы побольше узнать о человеке, которого послал на казнь. Трибуна сыграл Ричард Бартон а режиссером фильма выступил Генри Костер. При бюджете в $ 5 000 000, картина собрала в американском прокате $ 36 000 000.

К 1960-м годам фильмы на библейские темы стали самостоятельным жанром. В 1965 году тогда Джордж Стивенс создал монументальную картину «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» с Максом фон Сюдовым в роли Христа. Годом раньше Пьер Паоло Пазолини снял «Евангелие от Матфея». В этой натуралистичной картине играли непрофессиональные исполнители, а диалоги были заимствованы непосредственно из Евангелия. В 1973 году страсти Христовы стали сюжетной основой для двух мюзиклов «Godspell» и «Иисус Христос – суперзвезда». В 1988 к последним дням Христа обратился Мартин Скорсезе в своем спорном фильме «Последнее искушение Христа».

Однако для кинематографистов жизнь Христа скорее была поводом для самовыражения - никто не пытался с такой точностью почти документально воссоздать его последние дни. Снять эту картину Мел Гибсон мечтал много лет: «Я стремился создать подлинное произведение искусства - фильм, который переживет свое время и побудит самых разных зрителей к серьезным размышлениям. Я очень надеюсь, что этот рассказ о смелости и жертвенности подтолкнет людей к терпимости, любви и прощению. В современном мире этих качеств очень не хватает».

Гибсон начал изучать Евангелие и события, связанные с последним днем жизни Христа, 12 лет назад, когда переживал духовный кризис, заставивший его пересмотреть свою веру и, в частности, начать размышлять о природе страдания, боли, прощения и искупления. Гибсон понял, что у него есть уникальная возможность приложить свой талант к тому, что его действительно волнует. Он решил использовать всю мощь современного кино – операторские возможности, мастерство художников и талант актеров – для того, чтобы рассказать о страстях Христовых.

При написании сценария Гибсон и Бенедикт Фицджералд строго придерживались своего главного источника – текстов четырех Евангелий. Но Гибсон знал, что вступает на неисследованную художественную территорию, в царство, где встречаются искусство, история и личная вера: «Когда берешь всем известную историю, по поводу которой уже существует так много сложившихся мнений и предрассудков, остается только одно – быть максимально верным этой истории и постараться по-своему творчески ее изложить. Именно это я и пытался сделать».

Объясняя свое решение сделать фильм как можно более реалистичным, Гибсон говорит: «Я хотел предать и колоссальность жертвы, и ее ужас. Но я также хотел, чтобы в фильме были моменты подлинно лиричные и красивые и чтобы в нем постоянно ощущалась любовь, потому что, в конечном счете, это история о вере, надежде и любви. По-моему, это величайшая история, которую может рассказать человек».