Емельян Ковч - письмо священика из концлагеря 1942 г

Биография

Емельян Ковч родился в семье священника Григория Ковча (1861—1919) и Марии Яскевич-Волфельд (1891—1939). По окончании Львовской гимназии вступил в римскую Коллегию святых Сергия и Вакха, где проучился с 1905 по 1910 год. В 1911 году был рукоположен епископом Григорием Хомишиным во священники. Свою службу начал в Подволочиске в (ныне - Хмельницкой области). В 1912 году уезжает в Боснию, где занимался пастырским окормлением эмигрантов из Галичины. В 1916 году возвращается на Украину, в 1919-м становится капелланом Украинской Галицкой армии, за что позже попадает в польский концлагерь. В 1922 году его назначают приходским священником грекокатолической общины в городе Перемышляны, недалеко от Львова.

Во время немецкой оккупации Западной Украины, пытаясь спасти евреев от уничтожения, крестил их и выдавал им метрики о крещении невзирая на запрет этого оккупационными властями. В общей сложности им было выдано более 600 свидетельств о крещении. Обратился с письмом к Гитлеру, в котором осуждал массовые убийства евреев и требовал разрешения посещать евреев в гетто. За эти действия был арестован в 1942 году и заключён в концлагерь Майданек, где втайне продолжал свою священническую деятельность. Убит в газовой камере и сожжён в 1944 году в печах Майданека.

Емельян Ковч до поседнего в Майданеку оставался верным душпастырем. В одном из своих писем, которое удалось передать детям, он писал ( далее на языке оригинала ):

 

«Я дякую Богові за Його доброту до мене. За винятком раю, це єдине місце, де я хочу бути. Тут ми всі рівні: поляки, євреї, українці, росіяни, латвійці та естонці. Я єдиний священик між ними. Навіть не можу собі уявити, як тут буде без мене. Тут я бачу Бога, який є один для всіх нас, без огляду на наші релігійні відмінності. Можливо наші церкви є різні, але той самий Великий і Всемогутній Бог править усіма нами. Коли я відправляю святу літургію, вони всі моляться. Вони умирають по-різному, і я допомагаю їм перейти цей маленький місточок до вічності. Хіба це не благословення? Хіба це не найвеличніша корона, котру Бог міг положити на мою голову? Це справді так. Я дякую Богові тисячу разів на день, за то, що послав мене сюди. Я більше Його ні про що не прошу. Не переживайте і не тратьте віри у те, що я роблю. Замість того, радійте мною. Моліться за тих, хто створив цей концентраційний табір і цю систему. Вони єдині, хто потребує наших молитов. Нехай Бог змилується над ними».

«Я розумію, що ви стараєтеся визволити мене. Але я вас прошу цього не робити. Вчора вони вбили 50 людей. Якщо мене тут не буде, то хто допоможе їм перейти через ці страждання. Вони підуть по шляху до Вічності з усіма їхніми гріхами і зневірою, котра приведе їх у пекло. А зараз вони ідуть на смерть з високо піднятими головами, залишивши позаду всі гріхи. І таким чином вони попадуть до вічного міста».[2]

 

Перевод на русский язык:

«Я благодарю Бога за Его доброту ко мне. За исключением рая, это единственное место, где я хочу быть. Здесь мы все равны: поляки, евреи, украинцы, русские, латыши и эстонцы. Я единственный священник между ними. Даже не могу себе представить, как здесь будет без меня. Здесь я вижу Бога, который является один для всех нас, невзирая на наши религиозные различия. Возможно наши церкви разные, но тот же Великий и Всемогущий Бог правит всеми нами. Когда я отправляю святую литургию, они все молятся. Они умирают по-разному, и я помогаю им пройти этот маленький мостик к вечности. Разве это не благословение? Разве это не величайшая корона, которую Бог мог положить на мою голову? Это действительно так. Я благодарю Бога тысячу раз в день, за то, что послал меня сюда. Я больше Его ни о чем не прошу. Не переживайте и не утратьте веры в то, что я делаю. Вместо того, радуйтесь мной. Молитесь за тех, кто создал этот концентрационный лагерь и эту систему. Они единственные, кто нуждается в наших молитвах. Пусть Бог смилуется над ними ».
«Я понимаю, что вы стараетесь освободить меня. Но я вас прошу этого не делать. Вчера они убили 50 человек. Если меня здесь не будет, то кто поможет им перейти через эти страдания. Они пойдут по пути в Вечность со всеми их грехами и неверием, которая приведет их в ад. А сейчас они идут на смерть с высоко поднятыми головами, оставив позади все грехи. И таким образом они попадут в вечный город »